В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них - североатлантическое, которое проходит между 35-40° и 55-60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы. К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям. До середины ХХ в. это был самый большой в мире сгусток морских пассажирских линий, но победить в соревновании с воздушным транспортом морской транспорт так и не смог. В 1958 г. в пассажироперевозках воздушный транспорт впервые количественно сравнялся с морским, а в наши дни практически весь пассажирооборот между Европой и Северной Америкой обслуживает
Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане - южноатлантическое (Европа-Южная Америка), западноатлантическое (Африка-Европа). Через Атлантику проходят также грузопотоки нефти и некоторых других массовых грузов из Азии в Европу и США. Однако в целом за последние десятилетия значение Атлантического океана в мировом судоходстве уменьшилось.
Тихий океан, занимая второе место по объему морских перевозок (1/4), пока еще сильно отстает от Атлантического. Но потенциал этого океана, к берегам которого выходят около 30 государств с населением более 2,5 млрд человек, очень велик. Здесь находятся многие крупнейшие порты мира, зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов. Обычно эти потоки объединяют в несколько главных направлений.
Первое, северное транстихоокеанское, направление соединяет США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Из Северной Америки в этом потоке транспортируют уголь, руды, лесные грузы, зерно, машины и полуфабрикаты, из Азии - автомобили, стальные изделия, разнообразное оборудование, тропическую древесину, рыбу и рыбопродукты. Вторая группа морских линий связывает Атлантическое побережье США с Гавайскими островами и Японией через Панамский канал. К трансокеанским можно отнести и сравнительно новые транспортные «мосты» (угольный, железорудный, бокситовый), которые соединяют Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Кроме того, еще две группы судоходных линий проходят вдоль побережий материков - Азиатского и двух Америк.
Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят почти 30 государств с населением, приближающимся к 1,5 млрд человек. Наибольшее значение в этом океане имеют морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, меньшее - те трансокеанские направления, которые связывают Австралию с Южной Африкой (и Европой). Хотя в целом по интенсивности перевозок Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому, по перевозкам нефти (из Персидского залива) он их превосходит.
Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км.
Следующее что необходимо отметить при рассмотрении вопроса роста интенсивности мирового судоходства - Состав мирового транспортного флота по флагам регистрации:
Таблица 5 - Состав мирового транспортного флота по флагам регистрации
Флаг |
на 01.01. 2007 г. |
на 01.01. 2008 г. | ||||
Число |
Двт, |
Тыс. |
Число |
Двт, |
Тыс. | |
судов |
млн. т |
TEU |
судов |
млн. т |
TEU | |
Панама |
6015 |
230,5 |
2128 |
6380 |
250,3 |
2451 |
Либерия |
1804 |
103 |
1803 |
2067 |
115 |
2127 |
Греция |
1091 |
54,8 |
227 |
1111 |
61,1 |
229 |
Гонконг |
1081 |
54,8 |
527 |
1145 |
59,6 |
660 |
Маршалловы острова |
840 |
53,4 |
450 |
969 |
58,4 |
451 |
Багамы |
1221 |
52,4 |
371 |
1260 |
56,5 |
349 |
Сингапур |
1196 |
49,6 |
453 |
1311 |
54,7 |
610 |
Мальта |
1235 |
40,1 |
216 |
1350 |
43,5 |
250 |
Китай |
2364 |
33,4 |
344 |
2428 |
36,2 |
369 |
Кипр |
883 |
30,2 |
382 |
866 |
29,8 |
419 |
Соединенное Королевство (в том числе): |
862 |
26 |
578 |
865 |
26,5 |
616 |
- Соединенное Королевство о. Мэн |
300,00 |
13,7 |
46 |
281 |
13,5 |
39,00 |
- Соединенное Королевство |
562 |
12,3 |
532 |
584 |
13 |
578 |
Норвегия: |
979 |
23 |
101 |
963 |
22,7 |
102 |
Норвегия,NIS |
545,00 |
20,40 |
98,00 |
526,00 |
20,40 |
100,00 |
Норвегия,NOR |
434,00 |
2,60 |
3,00 |
437,00 |
2,30 |
3,00 |
Корея |
1008,00 |
15,50 |
109,00 |
1100,00 |
20,30 |
118,00 |
Япония |
2557,00 |
14,00 |
35,00 |
2528,00 |
13,90 |
32,00 |
Индия |
429,00 |
13,50 |
18,00 |
603,00 |
14,40 |
19,00 |
Италия |
776,00 |
13, 20 |
138,00 |
763,00 |
13,30 |
159,00 |
Германия |
455,00 |
13, 20 |
900,00 |
456,00 |
15,00 |
1041,00 |
Соединенные Штаты Америки |
515,00 |
11,70 |
277,00 |
390,00 |
8,95 |
267,00 |
Дания (в том числе): |
378,00 |
10, 20 |
407,00 |
378,00 |
10,60 |
456,00 |
- Дания, реестр DIS |
294,00 |
9,90 |
403,00 |
299,00 |
10,50 |
453,00 |
- Дания, реестр DOR |
84,00 |
0,30 |
4,00 |
79,00 |
0,10 |
3,00 |
Антигуа и Барбуда |
1043,00 |
10, 20 |
625,00 |
1093,00 |
11,30 |
669,00 |
Иран, Исламская Республика |
218,00 |
8,80 |
48,00 |
231,00 |
6,60 |
34,00 |
Сент-Винсент и Гренадины |
667,00 |
8,70 |
82,00 |
640,00 |
7,90 |
86,00 |
Бермуды |
135,00 |
8,60 |
64,00 |
135,00 |
8,90 |
62,00 |
Малайзия |
442,00 |
7,90 |
66,00 |
450,00 |
8,90 |
68,00 |
Франця (в том числе): |
170,00 |
7,30 |
100,00 |
227,00 |
7,60 |
146,00 |
- Франция, реестр FIS |
58,00 |
2,30 |
46,00 |
92,00 |
7, 20 |
143,00 |
- Франция, реестр FOR |
112,00 |
5,00 |
54,00 |
135,00 |
0,40 |
2,00 |
Турция |
848,00 |
7, 20 |
54,00 |
897,00 |
7,40 |
67,00 |
Бельгия |
69,00 |
6,80 |
22,00 |
82,00 |
6,30 |
21,00 |
Нидерланды (в том числе): |
738,00 |
6,70 |
274,00 |
751,00 |
6,96 |
280,00 |
Нидерландские Антилы |
156,00 |
1,60 |
42,00 |
147,00 |
1,52 |
27,00 |
- Нидерланды |
582,00 |
5,00 |
232,00 |
604,00 |
5,44 |
253,00 |
Россия |
1364,00 |
6,60 |
59,00 |
1310,00 |
6,00 |
54,00 |
Филиппины |
829,00 |
6,60 |
37,00 |
819,00 |
6,50 |
35,00 |
Индонезия |
1809,00 |
6,10 |
55,00 |
1878,00 |
6,60 |
60,00 |
Материалы о транспорте:
Организация дорожного движения на пересечении улиц Сойфера и Ленина
Подсчет интенсивности движения и определение состава транспортного потока проводим на перегонах улиц г. Тула. Для этого выбираем участок не ближе 150-200 м от перекрестка, в этой зоне наблюдаем устан ...
Разработка требований к заданной системе управления тяговым приводом
Предъявляемые требования к ТЭД выражаются в надежности, повышении оценок качества, простоты исполнения, экономичности, оптимальности при выполнении необходимых критериев Система управления должна быт ...
Индикаторные параметры рабочего цикла
Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания характеризуется средним индикаторным давлением, индикаторной мощностью и индикаторным к.п.д. Теоретическое среднее индикаторное давление: ; [1.35] Определи ...