Перевозка транспортом пассажиров

Страница 1

Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе­ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

Из легального определения договора перевозки пассажи­ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд­ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).

Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак­лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре­деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи­тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со­став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.

В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква­лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен­ным фактом занятия места, как это принято на городском транс­порте или путем совершения конклюдентного действия (опус­кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со­гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс­портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо­ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя­зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

Письменной формой договора перевозки пассажира явля­ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива­ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс­порта устанавливается законом, а не решениями местных ис­полнительных органов, как это было раньше.

Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе­еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса­жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель­стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите­лей", и изданными на основании их правовыми актами.

Несколько иное положение у пассажира при круизных пе­ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере­возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест­вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса­жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла­вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак­тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ­ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно­стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе­ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля­ется солидарной.

Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе­ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс­портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра­ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд­на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от­хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про­езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио­нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Морское законодательство РК предусматривает случаи отказа от исполнения договора перевозчиком, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением условий догово­ра. Так, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств: 1) военных или иных дей­ствий, создающих угрозу захвата судна; 2) блокады порта (пун­кта) отправления или порта (пункта) назначения; 3) привлечения судна для государственных нужд; 4) гибели судна или его зах­вата; 5) признания судна непригодным для плавания; 6) чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Рес­публики Казахстан. Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки, при наступлении вышеназванных обстоятельств обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт (пункт) отправления или возместить пассажиру понесенные им расходы (ст. 114 Закона).

Страницы: 1 2

Материалы о транспорте:

Способы и правила перевозки
Транспорт осуществляет перевозки грузов, обладающих разнообразными физико-химическими свойствами. В процессе хранения и перевозки грузы взаимодействуют не только с окружающей средой, но и между собой ...

Соотношение договора перевозки и договора буксировки
Главной целью договоров об организации перевозок (буксировки) является решение задачи обеспечения четкого взаимодействия всех участников транспортного процесса. Эти договоры призваны заменить утрачен ...

Региональные направления транспортировки грузов
Эффективность работы судоходной компании во многом определяется теми регионами, где работает принадлежащий ей флот. В данном разделе рассмотрим конкретные направления перевозок с учетом некоторых осо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpodepth.ru