Договор перевозки груза

Страница 1

Предусмотренный ст. 689 ГК договор перевозки груза является реальным, взаимным, срочным и возмездным дого-, вором, заключенным в письменной форме. Он является ре-! альным, поскольку договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Одна­ко законодательство предусматривает и заключение консен-суальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсу-альными, когда перевозчик обязуется доставить груз, кото­рый ему передал или передает отправитель.

Согласно ст. 10 Закона о железнодорожном транспорте договор перевозки груза является срочным договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу.

Согласно ст. 10 Закона о транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой поли­тики государства либо как средство преодоления монополис­тической деятельности в сфере транспорта могут устанавли­ваться регулируемые тарифы (единые в пределах государ­ства) в порядке, определяемом Правительством РК.

В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" вза­мен "транспортной организации", под которой понималась спе­циализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта.

В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эво­люцию. Такой процесс происходил и в законодательстве за­рубежных государств. Например, по англо-саксонскому, фран­цузскому и немецкому праву только собственник транспорт­ного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терми­нология частично изменилась. Как во французском, так и в не­мецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транс­портных средств, но они фрахтовали их у других судовладель­цев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок.

В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "пе­ревозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносамен­тах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрах­тователь, который заключает договор перевозки с отправи­телем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчи- ' ком независимо от того, принадлежит ли транспортное сред­ство ему на праве собственности либо он пользуется транс­портным средством на основе иного правового титула.

Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соот­ветствует термину, применяемому в международном транс­портном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт­ным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажи­ров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выдан­ное в установленном порядке.

На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Так, Закон РК «О государственном регулировании граждан­ской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельнос­ти: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспор­том; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому об­служиванию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовс-кая деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о транспорте:

Схема системы впрыска
Топливная система Common Rail включает ступень подачи топлива под низким давлением и ступень подачи топлива под высоким давлением и ЭБУ. Рис.3 – Схема системы впрыска топлива Common Rail: 1 – топливн ...

ТНВД на КамАЗе
Высокая топливная экономичность, надежность, способность работать на более тяжелом (ниже стоимость) топливе способствует широкому распространению дизельных двигателей автомобилей. Система питания диз ...

Диагностика технического состояния автомобилей
В автотранспортных предприятиях внедряются способы диагностики технического состояния автомобиля. Диагностика представляет собой систему проверки технического состояния автомобилей без разборки его у ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpodepth.ru