Предусмотренный ст. 689 ГК договор перевозки груза является реальным, взаимным, срочным и возмездным дого-, вором, заключенным в письменной форме. Он является ре-! альным, поскольку договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Однако законодательство предусматривает и заключение консен-суальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсу-альными, когда перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передает отправитель.
Согласно ст. 10 Закона о железнодорожном транспорте договор перевозки груза является срочным договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу.
Согласно ст. 10 Закона о транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом Правительством РК.
В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" взамен "транспортной организации", под которой понималась специализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта.
В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эволюцию. Такой процесс происходил и в законодательстве зарубежных государств. Например, по англо-саксонскому, французскому и немецкому праву только собственник транспортного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терминология частично изменилась. Как во французском, так и в немецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транспортных средств, но они фрахтовали их у других судовладельцев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок.
В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "перевозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносаментах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрахтователь, который заключает договор перевозки с отправителем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчи- ' ком независимо от того, принадлежит ли транспортное средство ему на праве собственности либо он пользуется транспортным средством на основе иного правового титула.
Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соответствует термину, применяемому в международном транспортном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.
Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.
На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.
Так, Закон РК «О государственном регулировании гражданской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельности: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовс-кая деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что
Материалы о транспорте:
Расчет годовых объемов работ по ТО, ТР и самообслуживания предприятия
Корректирование нормативов трудоемкостей Расчет годовых объемов работ по ТО и ТР производим на основании нормативов трудоемкостей ЕО, ТО1, ТО2, удельной трудоемкости ТР (табл. П.3.6) и коэффициентов ...
Ответственность при перевозке грузов автомобильным транспортом
За не вывоз груза в количестве, предусмотренном в согласованной заявке или в принятом к исполнению разовом заказе, автомобильный перевозчик уплачивает заказчику автомобильной перевозки 20 процентов с ...
Повреждения кузова, возникшие при эксплуатации
В этой главе речь идет о менее значительных повреждениях кузова, возникших в процессе эксплуатации автомобиля и ухудшающих внешний вид. Вмятины появляются в результате остаточной деформации при ударе ...