Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги.
Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в почве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона – 32 мг/кг.
Согласно исследованиям, содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.
По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25% остается до смыва на проезжей части, 75% распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дождевые или смывные воды попадает от 25% до 50% твердых частиц [11].
Уровень загрязненности свинцом поверхностного слоя почвы на расстоянии l от оси крайней полосы движения определяется по формуле
Pр=Ре/h*g, (6.1)
где h – толщина слоя проникновения загрязнения, h=0,25 м;
g – плотность почвы в расчетном слое, g= 1300 кг/м3;
Ре – распространение количества выбросов, г/м2,
Ре=Р*l-b*kh*kw, (6.2)
где b – эмпирический показатель степени рассеивания, b=0,42;
kh – коэффициент, учитывающий возвышение проезжей части над окружающей местностью, kh=1;
kw – коэффициент, учитывающий силу и направление ветра, определяется по формуле
kw=1+ W*Vi*Ki*singi, (6.3)
где W – среднегодовая скорость ветра, W=6 м/с;
Vi – повторяемость ветров i-го румба, Vi=0,125;
gi-угол между осью дороги и направлением i-го румба, gi=25;
тогда kw=1+6*0,125*sin25=1,32;
l – расстояние от оси крайней полосы движения, l=3,5 м.;
P=365*T*Ni*gi*Pi, (6.4)
где Т – срок службы дороги, Т=20 лет;
Ni-интенсивность движения, Ni=14000 авт/сут,
gi-средний расход топлива автомобилями данной группы, gi=0,274 г./м;
Pi-среднее относительное количество добавки свинца в топливе данной группы автомобилей, Pi=0,00008 г./г [11],
тогда Р=365*20*14000*0,274*0,00008=2240 г./м,
тогда Ре=2240*3,50,42*1*1,32=5004,2 г/м2.
Уровень загрязненности свинцом поверхностного слоя почвы на расстоянии l от оси крайней полосы движения составит Рр=5004,2/0,25*1300=15,4 г/кг.
Материалы о транспорте:
Расчет безопасной якорной стоянки
Исходные данные: Водоизмещение D = 3406 т. Длина L = 110,5 м. Средняя осадка Tср 3,0 м. Высота борта H = 5,5 м. Масса якоря G = 2000 кг. Калибр цепи dц = 43 мм. Глубина места постановки на якорь Hгл ...
Управление эксплуатационной работой железных дорог
Целью данной самостоятельной работы является помимо закрепления теоретических положений соответствующего лекционного курса, является приобретение ими практических навыков при разработке отдельных эле ...
Правовые аспекты
Одним из более важных вопросов, возникающих вследствие недостаточно разработанной нормативной базы, регулирующей работу программ поощрения клиентов, является вопрос юридической квалификации факта воз ...