Понятие договора перевозки

Страница 2

Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся пра­вового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения.

ГК предусматривает виды договоров перевозки, опреде­ляя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подраз­деляются на реальные и консенсуальные.

По предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначе­ния, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объек­том реального договора является конкретный груз, а объек­том консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

По субъективному составу различаются: договор перевозки пассажиров, где контрагентом перевозчика является пассажир; договор перевозки груза - контрагентом перевозчика являет­ся грузоотправитель; договор об организации работы по обес­печению перевозок - контрагентом являются транспортные организации.

Исходя из цели, к договорам перевозки можно отнести:

а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;

б)договоры, направленные на обеспечение перевозок гру­зов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие);

в) договоры, предусматривающие целью доставку гру3ов пассажиров и багажа в пункт назначения. '

По форме договоры перевозки дифференцируются в договоры, оформленные транспортной накладной или коно­саментом; договоры в виде конклюдентных действий (приня­тие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, не­посредственное приобретение билетов в пассажирских транс­портных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке.

4. Предусмотренный ст. 689 ГК договор перевозки груза является реальным, взаимным, срочным и возмездным договором, заключенным в письменной форме. Он является реальным, поскольку договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Одна­ко законодательство предусматривает и заключение консенсуальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсуальными, когда перевозчик обязуется доставить груз, кото­рый ему передал или передает отправитель.

Согласно ст. 10 Закона о железнодорожном транспорте договор перевозки груза является срочным договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу.

Согласно ст. 10 Закона о транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой поли­тики государства либо как средство преодоления монополис­тической деятельности в сфере транспорта могут устанавли­ваться регулируемые тарифы (единые в пределах государ­ства) в порядке, определяемом Правительством РК.

В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" вза­мен "транспортной организации", под которой понималась спе­циализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта.

В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эво­люцию. Такой процесс происходил и в законодательстве за­рубежных государств. Например, по англо-саксонскому, фран­цузскому и немецкому праву только собственник транспорт­ного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терми­нология частично изменилась. Как во французском, так и в не­мецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транс­портных средств, но они фрахтовали их у других судовладель­цев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о транспорте:

Права и обязанности сторон договора перевозки
Права и обязанности сторон составляют содержание договора перевозки. В общей форме оно предусмотрено в статье 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Детально содержание прав и обязанностей сто ...

Разработка проекта программы лояльности ООО «Е-ТЭК»
Разработка проекта программы лояльности ООО «Е-ТЭК» осуществлялась по четырем этапам: 1. Планирование программы лояльности. 2. Определение основных задач в программе лояльности. 3. Финансовая концепц ...

Организация автомобильных перевозок
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать, прежде всего, процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения о ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transpodepth.ru